23–25 сентября 2025 года состоялась XXX Международная научно-практическая конференция «Косметическая индустрия: взгляд в будущее», организованная Российской парфюмерно-косметической ассоциацией (РПКА) и Национальным обществом косметических химиков (НОКХ), при поддержке Министерства промышленности и торговли России, онлайн-энциклопедии косметических ингредиентов CosmetExpert и крупнейшей выставки парфюмерно-косметической отрасли InterCHARM.
Конференцию посетили более 900 специалистов российских и зарубежных компаний, занимающихся производством, разработкой, дистрибуцией и оценкой качества парфюмерно-косметической продукции и сырья.
На конференции было представлено 52 доклада на темы: нормативно-правовые изменения в парфюмерно-косметической отрасли и бытовой химии, актуальные предложения по сырью для производства парфюмерии и косметики, маркировка «Честный знак», российский сырьевой сектор, актуальное состояние рынка товаров бытовой химии и синтетических моющих средств, эффективность косметики и подтверждение заявленных свойств и другое.
Нормативно-правовое регулирование
Традиционно в программу первого дня конференции (23 сентября) включена нормативно-правовая секция. Исполнительный директор РПКА Александра Скоробогатова открыла секцию, рассказав о текущей ситуации в техническом регулировании косметической отрасли.
Основным точкам внимания, барьерам и ожиданиям российского косметического рынка посвятила доклад председатель правления РПКА Татьяна Валентиновна Пучкова.
Основатель платформы финансовой аналитики, разработанной специально для российского рынка косметики, парфюмерии, гигиены и бытовой химии, MVI Analytics Ольга Васильцова привела анализ основных финансовых показателей отрасли, уделив особое внимание структуре, динамике и состоянию сегментов крупного, среднего и малого бизнесов.
Анна Дычева-Смирнова, управляющий директор ЭкспоВижнРус (ЭВР) и член правления РПКА, выступила с докладом о долгосрочной ценности клиента, которая становится основой для устойчивого развития в современных условиях турбулентности.
Екатерина Зимина, управляющий партнер российской ИТ-компании GMCS, презентовала современные технологии по внедрению бизнес-решений и разработке ПО.
Завершила нормативно-правовую секцию Председатель правления РПКА Татьяна Валентиновна Пучкова, докладом о деятельности ассоциации, исторических моментах, ключевых проектах.
Новые компании-члены РПКА
В торжественной обстановке были вручены Сертификаты новым членам РПКА – компании АЛМЕА, Арнест Косметикс, Две Линии и ЭФКО Косметик.
Награды к 30-летию РПКА
В честь 30-летия ассоциации Исполнительная дирекция подготовила и вручила награды следующим компаниям:
Маркировка «Честный знак» для парфюмерно-косметической продукции*
Уже традиционно на площадке конференции состоялась сессия, посвященная обсуждению маркировке косметики и бытовой химии.
Спикерами панели выступили:
Актуальные предложения по сырью для
производства ПКП, новые технологии и тренды
23-25 сентября состоялись презентации актуальных ингредиентов, технологий создания рецептур, тенденций компаний: Агрофирма «Тургеневская», Азелис Рус, АЛЬДОСА, АР-химия, Балтик Грин, БАСА, Витэк, Вяземский завод синтетических продуктов, Евразхим, ИнВита, ИННОБИА-ТЕК, Интердисп Рус, Kale Care Chemicals, Кема Клаб, Косметик Виа, ТПК «Леко Стайл», КПФ «МИЛОРАДА», НоваКом, Норд-Хим, Оверсиз, ПТК «Туше Флора», ТФС Групп, РЕВАДА, РОС-Химия, Symrise, Специальные Продукты Ру, Ферверика (БиоТехБьюти), МБНПК «Цитомед», ЭВА, ЭМ АЙ ДЖИ КЕМИКАЛС и ЭйСиСенс.
Специальная секция «Бытовая химия»
25 сентября в рамках программы организован отдельный раздел конференции, посвященный рынку бытовой химии и особенностям ее производства в России.
В рамках сессии выступили ведущие специалисты индустрии:
Актуальные ингредиенты для производства товаров бытовой химии представили компании ДжиАйТиЭл, Инвита, ТПК «Леко Стайл», КПФ МИЛОРАДА, НОРКЕМ и РЕВАДА.
Завершили программу конференции доклады, касающиеся вопросов лабораторно-производственного комплекса. Анализатор антиоксидантной активности «Маэстро Компакт» представила Ксения Чурикова, ведущий специалист ООО «ИНТЕРЛАБ». Подходы к созданию технического задания на проектирование парфюмерно-косметического производства обозначил Алексей Юрманов, заместитель генерального директора АО «Проектно-конструкторский технологический институт «Парфюмерпроект».
«Инфо-стенд»:
Традиционно в рамках конференции состоялась выставочная программа «Инфо-стенд», в которой приняли участие производители и дистрибьюторы сырья для косметических средств, дистрибьюторы оборудования: Агрофирма «Тургеневская», Азелис Рус, АЛЬДОСА, АЛЬТЕРХИМ, АРОМА НОТА, АР-химия, АРТКЕМ, Балтик Грин, БАСА, БИО-ХИМ, Вяземский завод синтетических продуктов (ВЗСП), ЕВРАЗХИМ / EVRAZKHIM, ИнВита, ИННОБИА-ТЕК, INTERDISP, Интерлаб, Кема Клаб, Кеми Линк, КОРНЕЛИУС РУС, Косметик Виа, ТПК «Леко Стайл», КПФ «МИЛОРАДА». НЕВОХИМ, Норд-Хим, ОВЕРСИЗ, Омиа Алгол Рус, Смарткосм, Специальные Продукты Ру, Сырье и Упаковка, REVADA, РУСХИМСЕТЬ, ПТК Туше Флора, Ferverika (БиоТехБьюти), НМБК Цитомед, ЭВА, Эвол Голд Опт, ЭйСиСенс (ACSENS) и Элиттех.
Вузовские дни
Предприятия, производящие парфюмерно-косметическую продукцию и предлагающие сырье для отрасли, испытывают большую потребность в специалистах со специальным образованием. В этом году пять профильных вузов страны – Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ), Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Московский государственный университет технологий и управления (МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)), Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ) и СПХФУ Минздрава России - – приняли участие в специальной стендовой сессии. Вузы смогли показать свои возможности в подготовке кадров для отрасли и в то же время познакомиться с представителями парфюмерно-косметических предприятий, узнать о востребованности специалистов, найти потенциальные места для работы выпускников и привлечь действующих специалистов предприятий к учебному процессу.
Конкурс «Молодых ученых»
В ежегодном конкурсе «Молодых ученых» приняли участие 11 молодых специалистов отрасли в возрасте до 28 лет, представляющие такие вузы и организации, как КубГТУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, РГУ им. А.Н. Косыгина, РОСБИОТЕХ, РХТУ им. Д.И. Менделеева, АО «СВОБОДА».
Спонсором конкурса выступила компания НУОЛАБ (производитель бренда CHA U KAO) — инновационная компания с собственным производством мощностью 20 млн единиц в год, R&D лабораторией, коворкингом и образовательным центром.
Партнеры конкурса: Национальное общество косметических химиков (НОКХ), журнал и бизнес-портал косметической промышленности и индустрии чистоты Сырье и Упаковка, а также онлайн-энциклопедия ингредиентов для косметики и парфюмерии CosmetExpert.
Конкурс прошел в формате постерной сессии, в рамках которой участники презентовали новые разработки, технологии, маркетинговые исследования, решения в упаковке, предназначенные для парфюмерно-косметической отрасли участникам конференции – специалистам отрасли. По результатам общения специалисты голосовали за лучшую работу.
Победу одержал Яков Федорцов, АО «СВОБОДА» с работой на тему: «Разработка составов косметических ламеллярных эмульсий и изучение их свойств». Яков получил возможность создать свою парфюмерно-косметическую рецептуру на базе НУОЛАБ и выпустить именной продукт с PR-поддержкой. Второе место заняла Кира Кривенко, студентка МГУ им. М.В. Ломоносова с работой на тему: «Новая система ПАВ для перламутрового агента с управляемыми оптическими свойствами». Третье место заняла Дарья Дахнова, студентка РГУ им. А.Н. Косыгина с работой на тему: «Матовая жидкая губная помада: особенности рецептуры и подбора первичной упаковки». Победителю и лауреатам был вручен сертификат на бесплатную подписку на журнал для парфюмерии, косметики и бытовой химии «Сырье и Упаковка», а также приглашение на торжественную церемонию открытия завода и экскурсию на производство во 2 квартале 2026г. от НУОЛАБ.
Специальным призом от НУОЛАБ была отмечена работа Надежды Гукасян, студентки КубГТУ («Инновационные технологии получения СО2-экстрактов»). РПКА отметила работу Ксении Каллистовой, студентки РХТУ им. Д.И. Менделеева («Изучение влияния продуктов жизнедеятельности отдельных видов комменсальной микрофлоры на баланс и разнообразие микробиоты кожи»). Ксения получила сертификат на посещение Конференции - 2026.
Все конкурсанты были награждены дипломами и специализированной литературой от издательства «Школа косметических химиков», а также памятными косметическими подарками от компании НУОЛАБ.
Объявлен победитель конкурса «Лучший технолог»
В шестнадцатый раз прошел конкурс производителей косметики «Лучший технолог», в рамках которого конкурсанты предоставляют на многоступенчатый отбор косметическое изделие, созданное по техническому заданию от Оргкомитета и спонсоров конкурса.
По условиям конкурса каждый участник изготовил Крем для чувствительной кожи с успокаивающим эффектом с SPF защитой 20. Спонсором ингредиентов впервые выступила компания Специальные Продукты Ру, упаковка для расфасовки изготовленного изделия уже традиционно предоставлена компанией Руссо Упак.
Конкурсантам были предоставлены: техническое задание, ингредиенты и баночки для расфасовки изготовленного крема. Готовые продукты конкурсанты направляли в Оргкомитет, где каждому участнику был присвоен кодовый номер, под которым его изделие проходило дальнейшее анонимное тестирование. Оценка предоставленных изделий проводилась аккредитованным органом по сертификации АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ (SOEX), экспертами Национального общества косметических химиков, а также участниками конференции.
В конкурсе приняли участие 18 независимых специалистов и технологов-разработчиков из компаний: Ароматная Лаборатория, Веда, Губернские аптеки, Красивая жизнь, Комбинат «Крымская Роза», КосметикАрт, Космомикс, Краснополянская Косметика, М.К. Асептика, МЛ СКИН, Продива, Фаберлик, ЮНИКОСМЕТИК, ЭФКО Косметик.
Конкурсные изделия были оценены 4-мя комиссиями:
На основании общего подсчета баллов были определены победитель и лауреаты.
Церемония награждения победителей и участников конкурса традиционно состоялась во второй день конференции. Победителем конкурса стала Дарья Колупаева, младший инженер-химик ООО «ЮНИКОСМЕТИК». Второе место заняла Алина Каримова, старший технолог направления «Уход за кожей» АО «Фаберлик». Третье место заняла Галина Романенко, начальник бюро по разработке новых продуктов ООО «ЭФКО Косметик».
Победитель и призеры были награждены дипломами и ценными призами от спонсоров и Оргкомитета конкурса.
Специальным призом от РПКА – сертификат на бесплатное посещение Международной научно-практической конференции «Косметическая индустрия: взгляд в будущее» в 2026 году – награждена Юлия Ефремова, химик-технолог ООО «МЛ СКИН».
Все Конкурсанты получили дипломы и памятные подарки от спонсоров конкурса и Огркомитета.
Исполнительная дирекция РПКА и Оргкомитет конференции благодарят всех докладчиков, участников и партнеров конференции за интерес, сотрудничество и поддержку!
Оргкомитет конференции:
Российская парфюмерно-косметическая ассоциация
8(495) 648-29-10/13
*СПРАВКА:
28 февраля 2025 года завершился эксперимент по маркировке косметики и бытовой химии. По данным ЦРПТ, в рабочей группе состояли более 290 компаний и еще 124 готовы тестировали маркировку на своем производстве.
Сроки и особенности маркировки в товарной группе указаны в постановлении Правительства РФ №1681.
Регистрация участников оборота в Честном знаке стартовала с 1 марта 2025 года. По данным ЦРПТ, в системе маркировки зарегистрировалось более 3,5 тысяч производителей — это на 49% больше, чем ожидалось. И 2,3 тысячи импортеров — в два раза больше, чем рассчитывали. В течение марте в оборот ввели около 13 млн кодов маркировки.
С 1 мая 2025 года — начало обязательной маркировки мыла и ПАВ, с 1 июля 2025 года — средств для волос и дезодорантов, с 1 октября 2025 года — косметики и средств для зубов.
У импортеров есть два месяца, чтобы промаркировать товары, приобретенные до старта маркировки, а ввезенные после. Такие товары могут пересекать границу без нанесения маркировки, но должны быть промаркированы до передачи товаров третьим лицам и до определенных дат. Сроки для мыла и ПАВ — 30 июня, для средств для волос и дезодорантов — до 31 августа, для косметики и средств для зубов — до 30 ноября.
Немаркированные остатки можно продавать до окончания срока годности.
С 1 июля 2026 года необходимо будет передавать в Честный знак сведения о выводе из оборота через кассу, а также вводится обязательный ЭДО. В УПД нужно будет указывать количество товара и его код GTIN — это передача сведений в объемно-сортовом учете.
С 1 июля 2028 года участники оборота перейдут на поэкземплярный учет, когда в УПД включают все коды маркировки.